Описание
Село Гимры Унцукульского района Республики Дагестан. В плане местного самоуправления представляет собой сельское поселение.3,5 тыс. жителей. Село расположено в Гимринских хребтах у реки Аварское Койсу. С Буйнакском и Махачкалой связано Гимринским автодорожным тоннелем (на данный момент закрыт на реконструкцию).
Само село отличается своим необычным, завораживающим историческим духом и обликом. По сравнению с другими селениями Дагестана, оно сохранило свой исторический вид – такой эффект создает архитектура постройки селения и в отдельности гимринских домов. Если присмотреться, в большинстве домов заметен старый способ кладки камня, что говорит о времени их постройки.
Это горное селение издревле славилось своими богатыми садами. Оно укрыто высокими хребтами гор от холодных ветров, поэтому климат здесь очень мягкий, теплый и благоприятный, сильно отличающийся даже от климата близлежащих сел. Только в этом селе можно встретить необыкновенно вкусные грушевые плоды. Но растет здесь также дагестанская хурма, гранаты, персики и другие фрукты.
Родина выдающихся людей
Главная особенность и неповторимость этого места заключается в том, что оно является родиной многих выдающихся людей. Оно породило много исторических лиц, устазов, людей сильных, стойких и храбрых, больших ученых и на редкость достойных людей. Но самое главное то, что Гимры является родиной двух имамов – Гази-Магомеда и имама Шамиля.
Во времена, когда религия была почти преданна забвению, в этом селении был рожден исключительный великий человек, герой и большой ученый – первый истинный и справедливый имам Дагестана Гази-Магомед Гимринский (Газимуххамад), провозгласивший и возглавивший освободительное движение горцев (джихад).
Гази-Магомед, прожив недолгую жизнь и закончив ее как "шахид", внес наибольший вклад в развитие ислама. Он вел борьбу за возрождение и привнесение в жизнь шариата, боролся с адатами и мерзким ему обычным правом, неприемлемым для настоящего мусульманина. "Если вы и ныне предпочтете непокорность Господу, то да будьте рабами своих мучителей и в дальнейшем," говорил он.
По его убеждению, нормы обычного права – труды поклонников сатаны. Если человек, придерживающийся обычного права, будет и ныне считаться равным шариатисту, то это значит, что в нашей среде нет разницы между праведником и нечестивцем. Гази-Магомед призывал дагестанцев прежде всего к поклонению Аллаху.
Большой вклад в распространение ислама внес и третий имам Дагестана, Шамиль. Еще при жизни Гази-Магомед предсказывал Шамилю великое будущее и долгую жизнь, которая много раз сохранялась только чудом. Шамиль не только утверждал и распространял ислам, но и создал исламское государство, расположенное на территории Дагестана и Чечни, которое управлялось и строилось на законах ислама и шариата.
Имя Шамиля известно всему миру. И какого бы не было отношение к нему (многие осуждают его решение сдаться и уйти в плен), нельзя отрицать его заслуги в деле развития религии, построения идеального исламского государства, привнесения ислама народам Кавказа.
Имам Шамиль был аварцем, но он считал всех мусульман членами великой семьи – уммы, и делил их не по языку или роду, а по человеческим качествам. Для него близкими были люди разных национальностей и, можно сказать, более всех его поддержал чеченский народ.
Исторический дух селения Гимры просто захватывает и в этом месте также больше всего ощущается дух ислама, который здесь витает как бы везде вокруг нас. Здесь чувствуется святость места, память о великом прошлом и, наверное, поэтому живущих здесь людей можно назвать самыми чистыми и верующими не только в России, но и в Дагестане, где ислам особенно развит. Здесь люди живут законами чистого ислама, которые проявляются, прежде всего, в их образе жизни - гостеприимстве, поведении, одежде и других аспектах уклада их жизни.
Гимры сегодня
С 15 декабря 2007 года после убийства в селе депутата Народного собрания республики Дагестан Газимагомеда Ма